Культурный
статус татуировки
Хотя,
с точки зрения психиатрии, татуировка чаще относится к психопатично-индивидуальной
среде, в большинстве случаев, явление татуировки сопровождает массовые
события и изменения в обществе.. Несмотря на то, что есть всего лишь
несколько изданий по этой тематике, но на научном психологическом
уровне, татуировка еще не разбиралась-существуют лишь категоричные
высказывания нескольких "светил" типа Ламброзо и Лихачева,
оценивающие этот феномен как атрибут асоциальной тенденции.
Пытаясь
отыскать причины татуирования в недрах социальных процессов, ученые
психиатры забыли всего одну лишь вещь- общество успело развиться от
первобытнообщинного строя к тому, что мы имеем сейчас, но татуировка
как была, так и осталась, со всем букетом своих различных аспектов
и значений. Посему оставим таковые высказывания на совести высказывающихся
и попробуем отследить татуировку в социуме.
Начать
этот обзор придется с констатации факта того, что татуировка всего
лишь способ нанесения изображения, а вот использование этого способа
применительно к людям может быть различным. И как не странно, многие
врачи-психиатры, чиновники и социологи и представители религиозных
культов, заявляющие о том, что татуировка- это грубая антисанитарная
практика, достойная только преступников и дикарей сами того не осознавая,
выступают в роли реабилитаторов того самого "прогрессивного сообщества"
которое использовало древнюю ритуальную практику татуировки в своих
неблаговидных целях, низведя ее до практики маркировки преступников,
что бы потом же и обвинить татуированных в дикарстве и асоциальности.
Начнем
по пунктам:
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ЗАПРЕТЫ
Древнейший
запрет на ношение татуировки был зафиксирован в Библии. В послании
к Левитам говорилось о том что бы не наносить на тело надрезов и знаков
и не сбривать волос с висков(19:28), Изначально можно уследить некие
несовпадения в воззвании к иудеям, практиковавшими не только татуирование,
но и более существенное принудительно- обязательное обрезание крайней
плоти у младенцев. Оставляем решать читателю, что является более существенным;
сознательное нанесение изображений в соответствии с древней практикой
или насильственная (а иначе не назовешь, так как у детей обычно ничего
не спрашивают) практика, характерная для мусульман и иудеев...
Обращаясь
к этой записи, Римский папа Адриан, в 787году, запретил повсеместную
практику татуировки. Но, несмотря на запрет, татуировка получила массовое
распространение в среде пилигримов посещающих святые места. Мотивами
для таких татуировок послужило изображение креста и монастырей, священных
мест и времени путешествий. Несмотря на культивацию церковью практики
татуировки как греховной-татуированные пилигримы имели достаточную
пользу от ношения таковых изображений, помогающих им найти общий язык
в многоязыковой толпе паломников.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
ПРАКТИКА ДЕМОНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ТАТУИРОВАНИЯ В АНГЛИИ
Позднее,
в средние века, мы можем зафиксировать запреты татуировки во времена
норманнского вторжения в Англию, и вполне возможно, что победители
просто хотели выделится среди татуированного местного населения островов,
так как мы обладаем сведениями о семейной геральдической практике
татуировки у англов, датчан, норвежцев и саксов. Но и здесь форпостом
гонений выступала церковь.
КОЛОНИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА И ТРАДИЦИЯ МАРКИРОВКИ ПРЕСТУПНИКОВ
Неготивизация
практики нанесения изображения на тело была постоянной, но во времена
Величайших географических открытий, эти цели получили дополнительный
стимул для осуществления. Татуировка местных "дикарей" стала
аргументацией в пользу их примитивности, что в совокупности с непонятными
мировоззрением и обрядами автохонтов, автоматически ставило их на
один уровень с животными, в глазах прогрессивных европейских завоевателей.
МАРКИРОВКА
ПРЕСТУПНИКОВ И РАБОВ
Конкистадоры
встретившие татуированное население центральной Америки, сразу записали
практику татуирования в ранг "дикарств" и атрибутов примитивности
племен майя и ацтека, несмотря на то, что эти цивилизации во многих
отношениях превосходили, "продвинутых" в области культуры,
испанцев. Но, как не странно, переняв "дикарство" от индейцев
испанцы нашли древней тотемической практике более прогрессивное применение
татуирования в виде наказания матросов и маркировки рабов в колониях
Нового Света. Эта практика позднее будет реанимирована в постыдном
виде, когда заключенные концентрационных лагерей и в Германии и в
России, подвергнутся насильственной маркировке.
Перенесясь
из Испании, времен инквизиции, в азиатский Китай, мы можем узреть
ту же самую картину, но здесь государство, взяв на вооружение этническую
практику соседних кочевников и местных племен, возводит татуирование
в ранг официального наказания для своего же собственного населения.
Не отстают от своего восточного соседа еще две крупнейшие евроазиатские
державы; В Турции и России клеймению подвергались рабы и гребцы на
галерах, во времена Иоанна Грозного реанимируются наказания в виде
клеймения на лбу буквы "В" уродуются в виде наказания лица
(отрезаются носы или рвутся ноздри). И только к середине 19-столения,
во всех странах (за исключением Китая) практика насильственной маркировка
преступников сходит на нет, видимо по причине перехода от рабовладельческого
строя к более прогрессивной форме взаимоугнетения).
ВАРВАРСТВО
ТАТУИРОВАННЫХ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Об этом
термине (варварство), применяемом христианскими миссионерами всех
конфессий к татуированному местному населению "вновь открываемых
земель" можно писать много, но мы ограничимся всего лишь несколькими
вопросами: были ли культурные показатели миссионеров и переселенцев
выше "благородных дикарей" островов Океании, обеих Америк,
Сибири и Африки? Правомочно ли насильно внедрять инородные поведенческие
установки на других территориях, при условии что сами носители "истины
в последней инстанции" не всегда им соответствуют. Чем закончилось
подобное "окультуривание" история может дать вполне конкретный
ответ-деградацией, истреблением и геноцидом местного населения, лишенного
своих культурных корней.
ВОЕННЫЕ
ТРАДИЦИИ
Другой
религиозный аспект татуировки дошел до наших дней в виде конфронтационной
практике на территории Балкан, где этнические стили татуировки у боснийцев
и хорват получил новую окраску во времена мусульманского вторжения
в Европу. Враждующие стороны, совершая взаимные набеги, оставляли
религиозные маркировки на женском населении Балкан, подчеркивая их
религиозную и этническую принадлежность. Поскольку реальное значение
ритуальной практики татуирования утрачено, мы можем только догадываться
о причинах столь массового явления. Мусульманские вожди имели отдельную
практику татуирования своего гарема, обряд, корнями уходящий в древнетюркское
прошлое. Этим могла объяснятся ответная практика нанесения славянскими
католиками на лица и руки символики, состоящую из религиозной и этнической
орнаментологии и символизма.
ТАТУИРОВКА
И АССОЦИАЛЬНОСТЬ
В исследованиях
медицинских функционеров можно найти сотни статей относительно дерматологии,
и нескольких рассеянных слов относительно риска для подростков, но
ничего иного. Повсюду, в большинстве стран мира, маркировка кожи идентифицировала
социальный класс, брачную пригодность, красоту, профессиональные навыки
и ремесла. В любом из этих случаев татуировка носила положительный
индивидуально клановый культурный статус, но современное общество,
начиная с эпохи средневековья использовало нанесение татуировки как
статус рабства или криминала.
Отдельной
графой можно занести двусмысленное использование татуированных людей
для показа их на ярмарках и в цирках. Но и здесь стоит задать себе
вопрос, кто культивирует негативное отношение к татуировке желающие
заработать на диковинках дельцов и аферисты подобные принцу Георгу,
выдающие себя за невинно пострадавших от дикарств туземцев или же
все остальные татуированные, свято блюдущие социальный статус своих
изображений?
В 70 годы
прошлого столетия, социум начал очередной этап демонизации татуировки
и связано это с молодежными движениями анархистского толка и хиппи,
требовавших для себя никак не меньше чем свободы от этого самого социума.
И опять же, в попытке осадить бунтарский дух государства всех стран
начали культивировать негативный имидж для тату в фильмах где главные
злодеи имели незаменимый атрибут татуировки. Но мы то знаем, какие
именно цели преследовали чинуши, и остается лишь с удовольствием констатировать
факт того, что как и во многих других случаях эффект антипропаганды
был абсолютно противоположен!!! Утверждение что татуировка это признак
отдельных маргинальных элементов, можно отсмотреть на старых видео
и кино съемках времен Вудстока и убедиться что когда маргиналов несколько
сотен тысяч, то значит проблемы не у этих людей, а наоборот, у государств,
создавших таковые условия, когда люди были поставлены перед вопросом
самоопределения. Выбор нам известен.
ЭПИЛОГ
Так что
если взять весь спектр тату культуры и сравнить его с тем самым государственным
процессом демонизации тату, то выводы очевидны. Единственным трудно
оспоримым фактом приводимым психиатрами и чиновниками остается действительно
имеющийся в наличии тюремный аспект татуировки и псевдоасоциальность
татуированных современного сообщества.
Разбирая
психологические причины бодимодификации, невозможно не обратить внимание
на высказывания многочисленных светил психоанализа типа Чарльза Ламброзо,
заявившим что склонность к татуированию имеют исключительно представители
человечества имеющие склонность к насилию или другие психопатические
отклонения.
Ну что
ж... разберем в примерах - возьмем за образчик Альберта Эйнштейна
и маньяка Чикатило. Начинаем сравнивать-один татуированный гений (с
безусловно нестандартной психикой), другой- не татуированный маньяк.
Или же многочисленные коронованные особы начала века, музыкальные
деятели и все те кто просто решил подчеркнуть свою индивидуальность.
Они тоже имеют психические отклонения? Единственным реальным отклонением
для этих людей можно признать только более выраженное по отношению
к другим ЭГО, индивидуальности и всего того за что в отдельных случаях
принято награждать различными регалиями). Утверждение же что вышеприведенные
примеры единичны, не представляют собой реальной аргументации, так
как исключения в среде татуированных тоже не правило, а количество
маньяков и маргиналов не может быть измеряно татуированным населением.
Так в чем проблема?
В наличии криминального
аспекта татуировки?
Но кто
ни будь из психиатров задавался себе вопросом, что эта практика имеет
не криминальное прошлое с тысячелетним стажем?
Кто ни
будь из психиатров способен отличить профессионально выполненную работу
с определенной смысловой нагрузкой? кто ни будь вообще способен читать
по телам и оценить тот вклад, который внесло государство в неготивизацию
процесса?
Думается
что нет, хотя тема для изучения именно для социологов и психологов
достаточно интересная, хотя бы для того, что бы не вешать ярлыки,
а просто взять и тщательно изучить материалы связанные с культурой
татуировки.
Информация
предоставлена ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТОМ МОСКОВСКОЙ ТАТУ КУЛЬТУРЫ
CELTIC-TATOO (Кельтские
татуировки)