ТАТУИРОВКА НА
РОДНЫХ ПРОСТОРАХ
На территории
СНГ татуировка прошла все возможные фазы развития, но ее обособленность
и закрытость советского периода сформировала особенные своеобразные
стили и традиции. Дело в том, что представляя из себя огромный этнический
котел, территория Евразии тысячелетиями ковала и формировала единую
культуру, вбиравшую в себя как губка, многочисленные разноэтнические
вкрапления вместе с их традициями и особенностями. В результате, в
начале двадцать первого века мы имеем некий конгломерат нательной
живописи, состоящий из различных вливаний различных же культур и социальных
групп, и что бы разобраться в этой каше необходимо поделить все время
существования татуировочной практики на несколько периодов.
ТАТУИРОВКА
ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА
Археологический
материал позволяет узнать о древней татуировке следующее: советскими
археологами были найдены древнейшие в мире печатки для татуировки
тела с ромбическо-ковровым орнаментом эпохи неолита, воспроизводящим
естественный узор дентина мамонтова бивня, и статуэтки покрытые таким
узором, кстати, элементы такого узора постоянно присутствуют в русской
вышивке. Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а так же штампы-печати
(пинтандеры), пригодные для древнего бодиарта, были найдены на территории
проживания праславянских племен (территория Триполья- Кукутени) и
датируются временем энеолита. Неолитическая трипольская культура оставила
после себя, помимо статуэток, многочисленную керамическую посуду,
по которой можно судить о мировоззрении древних земледельцев и мотивах
в их искусстве. Сходные с ними, но со своими особенностями, керамические
вещи были найдены и в Средней Азии. Что можно сказать о мотивах наносимых
на тело? В основном это сакральные символы связанные с тематикой плодородия
и солнечными культами.
СКИФОСАКСКИЙ
ПЕРИОД
Следующий
этап связан с "великим переселением народов" и кочевыми
скифосакскими племенами, о которых еще М. В. Ломоносов сказал, "что
из всех прародителей народа русского, скифы не последними были".
Татуировочная практика железного века подтверждена и историческими
сведениями (сообщения Геродота, Страбона и Иордана) и археологическими
находками Евразии (алтайские мумии и сходные с ними мумии Торима).
Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения
о ней приходятся на азиатскую часть СНГ (сообщения и находки гуннского
и киргизского периода Алтая). Основа мотивов кочевых племен имеет
корни в тотемистической практике шаманизма, выраженной через уникальный
"звериный стиль", который распространялся от фракийских
племен на Балканах до Дальнего Востока и Китая.
ТАТУИРОВКА
В СИБИРИ
Татуировочные
традиции народов Сибири намного древнее, чем сходная практика кочевых
индоиранцев, поэтому имеет определенный смысл освещать ее отдельно.
Палеоазиатские племена двух континентов (Евразии и северной Америки)
имеют одни корни и одни и те же традиции, что отразилось на идентичной
практике татуирования со времен палеолита у чукчей и алеутов. Мотивы
и обрядовая практика этих племен имеют много общего и можно определенно
заявить об использовании одних и тех же символов для татуирования.
Позднее, во времена великого переселения народов палеоазиатская практика
сыграла немаловажную роль в формировании тюркских и финно-угорских
традиций, дошедших до наших дней через сообщения об упомянутых выше
гуннов и киргизов (по сообщениям "красящих свои груди и шеи).
Отдельной темой и мотивами для татуирования стала тамговая руническая
татуировка, служившая идентификационным целям в среде хантов, мансей
и отдельных тунгусских племен.
МОНГОЛОСЛАВЯНСКИЙ
ПЕРИОД
На момент
выделения славянских племен из общей массы индоевропейцев, существовало
несколько очагов татуировочной практики: гето-скифский (западнославянский
очаг на который оказывали влияние иллирийцы, трибаллы, фракийцы и
скифы), скифосакский (центрально-азиатский очаг в формировании которого
участвовали массагеты и финноугры) и палазиатский (в котором формировалась
тюркско-монгольская практика татуирования). Все три очага были взаимосвязаны
в период великих походов на Запад, сначала Аттилы, затем многочисленных
немоноэтничных кочевых племен, окончившимся только в период формирования
Монгольской империи. Последняя, зацементировала за триста лет общие
корни настолько что выделение каких либо этнических корней татуировочной
практики на территории Киевской Руси и Московского царства, невозможно
и по сей день. Мы можем лишь отметить что практика татуирования на
момент сложения Киевской Руси уже перешла из фазы этнической в социальную,
дошедшую до начала ренессанса искусства татуировки в 19-веке, в двух
взаимоисключающих формах идентификации рода и в виде практики наказания
преступников.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ
ПЕРИОД
В период
формирования Российской империи и ее внешней экспансии бодимодификация
имела свои проявления в виде гербовых татуировок знати и в виде наказания
(речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников) реанимированном
в екатириниский период, видимо страсть императрицы ко всему китайскому
(а это именно ей мы обязаны "русско-китайскому" стилю в
искустве-палеху) распространялась не только на искусство), а Китай
в свою очередь ввел позорную практику клеймения-татуирования в ранг
общегосударственного наказания-он так и назывался "си-шен",
то есть татуировать-сослать. Отдельный период освоения внешних колоний,
как и во всем мире дал дополнительный стимул к развитию татуирования.
ПЕРИОД
МОРСКИХ ОТКРЫТИЙ
Морские
открытия островов Полинезии, зафиксированные в отчетах капитанов Крузенштерна
и Коцебу, открыло миру новейшие дизайны и красоту татуированного населения
Маршальских островов. Интерес к татуировке возрастал пропорционально
возвращающемуся количеству татуированных моряков. Даже граф Толстой
(американец) участвовавший в одной из таких экспедиций вернулся из
нее густо татуированный. Отдельно моментом можно отметить пространный
труд, вышедший в конце 17 века в России "Несщасные путешествия
Василия Баранщикова". В сем опусе автор описывал свои злоключения
и путешествия в Новый свет, где был насильно татуирован, всеми к кому
бы он не попадал. Возможно эта история и была правдоподобна, но совпадала
она по времени с начинавшейся эпохи "балаганной татуировки"
где различные аферисты выставляли свои татуированные тела, снабженными
зверскими историями о далеких странах и их диких обычаях. Так или
иначе, но к концу 19 столетия татуирование вошло в моду настолько,
что Большая Энциклопедия не смогла не упомянуть этого факта на своих
страницах, зафиксировав, "что татуирование в наши дни является
спортом и увлечением в высших слоях общества.
СОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД И НЕГОТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
Менее
освещаемая, но более мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась
до наших дней, и является конгломератом интернациональных символов
и знаков наряду с четко выраженной религиозной тематикой. Эта стилистика
является на данный момент возможно единственно понятным языком знаков
на территории Содружества, тогда как о смысле этнических изображений
можно только догадываться. Отдельный период в истории советской татуировки
занимает время Великой Отечественной войны. Эти изображения можно
классифицировать как памятные и патриотические, а также армейские
(в основном морские). Следующий этап популярности татуировки приходится
на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных
движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине
80х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные
образцы татуировок. Дальнейший взлет популярности идет параллельно
с развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших
к массовой популярности татуировки уже к середине 90х годов. Концентрация
внимания населения на творческом аспекте татуировки, в конечном счете,
привела к формированию зачатков российской тату культуры, что способствовало
открытию первых профессиональных студий в Москве и проведению 1 международной
конвенции.
Информация
предоставлена ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТОМ МОСКОВСКОЙ ТАТУ КУЛЬТУРЫ