гостевая книга пишите письма

ТАТУИРОВКА НА РОДНЫХ ПРОСТОРАХ

На территории СНГ татуировка прошла все возможные фазы развития, но ее обособленность и закрытость советского периода сформировала особенные своеобразные стили и традиции. Дело в том, что представляя из себя огромный этнический котел, территория Евразии тысячелетиями ковала и формировала единую культуру, вбиравшую в себя как губка, многочисленные разноэтнические вкрапления вместе с их традициями и особенностями. В результате, в начале двадцать первого века мы имеем некий конгломерат нательной живописи, состоящий из различных вливаний различных же культур и социальных групп, и что бы разобраться в этой каше необходимо поделить все время существования татуировочной практики на несколько периодов.

ТАТУИРОВКА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА

Археологический материал позволяет узнать о древней татуировке следующее: советскими археологами были найдены древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтова бивня, и статуэтки покрытые таким узором, кстати, элементы такого узора постоянно присутствуют в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а так же штампы-печати (пинтандеры), пригодные для древнего бодиарта, были найдены на территории проживания праславянских племен (территория Триполья- Кукутени) и датируются временем энеолита. Неолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток, многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии. Что можно сказать о мотивах наносимых на тело? В основном это сакральные символы связанные с тематикой плодородия и солнечными культами.

СКИФОСАКСКИЙ ПЕРИОД

Следующий этап связан с "великим переселением народов" и кочевыми скифосакскими племенами, о которых еще М. В. Ломоносов сказал, "что из всех прародителей народа русского, скифы не последними были". Татуировочная практика железного века подтверждена и историческими сведениями (сообщения Геродота, Страбона и Иордана) и археологическими находками Евразии (алтайские мумии и сходные с ними мумии Торима). Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ (сообщения и находки гуннского и киргизского периода Алтая). Основа мотивов кочевых племен имеет корни в тотемистической практике шаманизма, выраженной через уникальный "звериный стиль", который распространялся от фракийских племен на Балканах до Дальнего Востока и Китая.

ТАТУИРОВКА В СИБИРИ

Татуировочные традиции народов Сибири намного древнее, чем сходная практика кочевых индоиранцев, поэтому имеет определенный смысл освещать ее отдельно. Палеоазиатские племена двух континентов (Евразии и северной Америки) имеют одни корни и одни и те же традиции, что отразилось на идентичной практике татуирования со времен палеолита у чукчей и алеутов. Мотивы и обрядовая практика этих племен имеют много общего и можно определенно заявить об использовании одних и тех же символов для татуирования. Позднее, во времена великого переселения народов палеоазиатская практика сыграла немаловажную роль в формировании тюркских и финно-угорских традиций, дошедших до наших дней через сообщения об упомянутых выше гуннов и киргизов (по сообщениям "красящих свои груди и шеи). Отдельной темой и мотивами для татуирования стала тамговая руническая татуировка, служившая идентификационным целям в среде хантов, мансей и отдельных тунгусских племен.

МОНГОЛОСЛАВЯНСКИЙ ПЕРИОД

На момент выделения славянских племен из общей массы индоевропейцев, существовало несколько очагов татуировочной практики: гето-скифский (западнославянский очаг на который оказывали влияние иллирийцы, трибаллы, фракийцы и скифы), скифосакский (центрально-азиатский очаг в формировании которого участвовали массагеты и финноугры) и палазиатский (в котором формировалась тюркско-монгольская практика татуирования). Все три очага были взаимосвязаны в период великих походов на Запад, сначала Аттилы, затем многочисленных немоноэтничных кочевых племен, окончившимся только в период формирования Монгольской империи. Последняя, зацементировала за триста лет общие корни настолько что выделение каких либо этнических корней татуировочной практики на территории Киевской Руси и Московского царства, невозможно и по сей день. Мы можем лишь отметить что практика татуирования на момент сложения Киевской Руси уже перешла из фазы этнической в социальную, дошедшую до начала ренессанса искусства татуировки в 19-веке, в двух взаимоисключающих формах идентификации рода и в виде практики наказания преступников.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД

В период формирования Российской империи и ее внешней экспансии бодимодификация имела свои проявления в виде гербовых татуировок знати и в виде наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников) реанимированном в екатириниский период, видимо страсть императрицы ко всему китайскому (а это именно ей мы обязаны "русско-китайскому" стилю в искустве-палеху) распространялась не только на искусство), а Китай в свою очередь ввел позорную практику клеймения-татуирования в ранг общегосударственного наказания-он так и назывался "си-шен", то есть татуировать-сослать. Отдельный период освоения внешних колоний, как и во всем мире дал дополнительный стимул к развитию татуирования.

ПЕРИОД МОРСКИХ ОТКРЫТИЙ

Морские открытия островов Полинезии, зафиксированные в отчетах капитанов Крузенштерна и Коцебу, открыло миру новейшие дизайны и красоту татуированного населения Маршальских островов. Интерес к татуировке возрастал пропорционально возвращающемуся количеству татуированных моряков. Даже граф Толстой (американец) участвовавший в одной из таких экспедиций вернулся из нее густо татуированный. Отдельно моментом можно отметить пространный труд, вышедший в конце 17 века в России "Несщасные путешествия Василия Баранщикова". В сем опусе автор описывал свои злоключения и путешествия в Новый свет, где был насильно татуирован, всеми к кому бы он не попадал. Возможно эта история и была правдоподобна, но совпадала она по времени с начинавшейся эпохи "балаганной татуировки" где различные аферисты выставляли свои татуированные тела, снабженными зверскими историями о далеких странах и их диких обычаях. Так или иначе, но к концу 19 столетия татуирование вошло в моду настолько, что Большая Энциклопедия не смогла не упомянуть этого факта на своих страницах, зафиксировав, "что татуирование в наши дни является спортом и увлечением в высших слоях общества.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И НЕГОТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

Менее освещаемая, но более мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась до наших дней, и является конгломератом интернациональных символов и знаков наряду с четко выраженной религиозной тематикой. Эта стилистика является на данный момент возможно единственно понятным языком знаков на территории Содружества, тогда как о смысле этнических изображений можно только догадываться. Отдельный период в истории советской татуировки занимает время Великой Отечественной войны. Эти изображения можно классифицировать как памятные и патриотические, а также армейские (в основном морские). Следующий этап популярности татуировки приходится на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине 80х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы татуировок. Дальнейший взлет популярности идет параллельно с развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших к массовой популярности татуировки уже к середине 90х годов. Концентрация внимания населения на творческом аспекте татуировки, в конечном счете, привела к формированию зачатков российской тату культуры, что способствовало открытию первых профессиональных студий в Москве и проведению 1 международной конвенции.

 

Информация предоставлена ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТОМ МОСКОВСКОЙ ТАТУ КУЛЬТУРЫ

 

гостевая книга пишите письма

 
     

Организация вампиров



Сайт управляется системой uCoz