ЭКСПАНСИЯ
НА ЮГ
К середине
I тысячелетия до н.э. Кельтские племена населяли бассейны рек Рейна,
Сены и Луары и верховья Дуная. "Эта территория впоследствии получила
у римлян наименование Галлии. В течении VI-III вв. Кельты заняли области
современной Испании, Британии, Северной Италии, Южной Германии, Чехии,
частично Венгрии и Трансильвании. Отдельные Кельтские поселения были
и далее к югу и востоку, в иллирийских и фракийских областях. В III
в. до н.э. кельты предприняли неудачный для них поход в Македонию
и Грецию, а также в Малую Азию, где часть Кельтов осела и впоследствии
была известна под именем Галатов. В некоторых странах кельты смешались
с местным населением и создали новую, смешанную культуру, каковой
была, например, культура Кельтиберов в Испании. В других областях
местное население было быстро кельтизировано (как, например, туры,
жившие на юге Франции), и незначительные следы его языка и культуры
сохранились лишь в некоторых географических названиях и пережитках
религиозных верований.
О раннем периоде истории кельтов почти не сохранилось письменных источников.
Впервые упоминает их Гекатей Милетский, затем Геродот, который сообщал
поселениях Кельтов в Испании и на Дунае. Свидетельство Тита Ливия
о походе кельтов на Италию ещё во время правления римского царя Тарквиния
Ириска VI в. мало достоверно, но, повидимому, кельты начали проникать
на терририю Италии довольно рано. Как уже указывалось, в 390 г. одно
из Кельтских племен совершило набег на Рим. В начале IV в. Кельты
предлагали тирану Дионисию I союз против Локр и Кротона, с которыми
он тогда воевал. Позже они в качестве наёмников появляются в его войске.
В 335 г. Кельтские племена, жившие по берегам Адриатического моря,
посылали своих представителей к Александру Македонскому.Последнее
крупное передвижение кельтских племён выразилось в приходе зарейнских
областей племени белгов, которые утвердились на севере Галлии и в
некоторых прирейнских областях Германии.
ОБЩЕСТВО
И РЕЛИГИЯ
О Кельтах
конца II и I в. мы имеем уже ряд свидетельств, из которых наиболее
интересны данные знаменитого римского полководца, государственного
деятеля и писателя Юлия Цезаря, уделившего много внимания населявшим
Галлию Кельтам в своих "Записках о Галльской войне". К этому
же времени относятся материалы копок кельтских городов - Аварика,
Бибракте, Алезии (во Франции), Страдонице (в Чехии). Все эти данные
показывают, что к концу II в. до н.э. кельты достигли уже последней
стадии разложения первобытно-общинного строя. Племенная знать владела
обширными землями и рабами. Последние использовались в качестве слуг.
Множество родовых общинников попадало в зависимость от знати и вынуждено
было обрабатывать её земли, внося определённую плату, и входить в
дружины, обязанные сражаться за своих вождей. Отдельные паги (роды)
к этому времени соединялись уже в более или менее крупные племенные
общины, наиболее значительными из которых были общины эдуев и арвернов.
Они подчиняли себе менее сильные племена, попадавшие в большую или
меньшую от них зависимость. Уже начали возникать города, которые были
центрами ремесла и торговли, а в ряде случаев и политическими центрами.
Города были обычно хорошо укреплены и служили для окрестного населения
убежищами при нападения врагов. У большинства племён возникло подобие
аристократической республики, несколько сходной с ранней Римской республикой.
Прежние племенные вожди, которых античные авторы именовали царями,
изгонялись, их заменяли совет аристократии и выбранные из её среды
магистраты - вергобреты, главной задачей которых было отправление
суда. Правда, нередко отдельные представители знати пытались захватить
единоличную власть. Их поддерживали дружина и народ, который надеялся,
что ограничат власть угнетавших его земельных собственников. Но последним
удавалось быстро пресечь подобные попытки.
Наряду со знатью, которую Цезарь называл на римский лад "всадника"
большую роль играло жречество - друиды. Они были организованы в корпорацию
во главе с верховным друидом, пользовались освобождением от военной
служб, уплаты налогов и почитались как хранители божественной мудрости
и некоторых, впрочем, довольно скудных знаний. Ежегодно они собирались
в области племени карнутов и творили суд, решения которого были обязательны
для всех галлов. Непокорным они воспрещали участвовать в религиозных
церемониях, что как бы порывало их связи с обществом. В число друидов
принимались представители аристократии, овладевшие их учением. Это
учение было тайным, преподавалось устно (на усвоение его шло до 20
лет). О содержании его известно мало; были идея бессмертия души или
переселения душ, и представление о конце света, который будет уничтожен
огнём и водой. Трудно сказать, насколько учение друидов повлияло на
религию кельтов, которая известна также недостаточно. Наряду с культом
духов лесов, гор, ручьёв, отдельных племён и т.п. сложился и культ
богов солнца, грома, войны, жизни и смерти, ремёсел, красноречия и
др. Некоторым из них приносились человеческие жертвы.
По
материалам "Всемирной истории" Академия наук СССР, 1956
год.
CELTIC-TATOO (Кельтские
татуировки)