КЕЛЬТЫ
- В - БИТВАХ
КОЛЕСНИЦЫ
Во время ранних столкновений
между кельтами и римлянами именно колесницы обратили на себя внимание
римлян. Получалось так, что главным эффектом от использования колесниц
была паника в стане врага - колесницы неслись к рядам противника с
максимальной скоростью, осыпая передовые линии метательными копьями.
Издаваемый шум и большая скорость - вот что приводило в ужас врагов.
"Многие из тех, кто пытался сдерживать наступление кельтов, гибли
в передних рядах, протыкаемые копьями и затаптываемые взбешенными
лошадьми, запряженными в колесницы". Когда эффект психологической
атаки был достигнут, воины оставляли колесницы и бросались в ближний
бой. Возничие выводили колесницы из ада рукопашной схватки и отступали
к периферии фронта - колесницы были всегда готовы прийти на подмогу
пешим воинам.
В те года (295-225 года до рождества Христова) колесницы использовались
в основном лишь как транспортные средства для перевозки пеших воинов
- так же, как это практиковалось в Греции времен Гомера. Тысячы колесниц
участвовали в битве Сентинума (295 г.д.р.х), в битве при Таламоне
колесницы широко использовались на флангах.
"В войнах галлы использовали колесницы, запряженные двумя лошадьми,"
- писал Диодорус Сикулус (Diodorus Siculus), - "ими правил возничий,
воин метал копья и ожидал того момента, когда можно будет её покинуть
и вступить в ближний бой. При столкновении с кавалерией, колесницы
осыпали противника копьями, после чего воины высаживались с них и
связывали кавалерию ближним боем... Часто можно было видеть, что воины
использовали в качестве возничих, щитоносцев и слуг простых крестьян"
По мере того, как галлы овладевали искусством выездки, колесницы стали
выходить из употребления. Колесницы не использовались в то время,
когда Цезарь завоевал галлов, и он был удивлен, узнав, что колесницы
все еще используются в Британии. Страбо (Strabo) отмечал, что бретонцы
используют свои колесницы в той же манере, что и некоторые из племен
галлов, в то время как Диодорус Сикулус говорил что "они воюют
на своих колесницах так же, как это делали греческие герои Троянской
Войны".
Описание Цезарем воюющих бретонцев дает прекрасное представление об
их умениях. "Сначала они пускают колесницы вдоль рядов противника,
осыпая их метательными копьями; Шум колес, бешеная скорость - все
это вносит панику в ряды противника. После этого они вливаются в ряды
собственной кавалерии, достигают противника и вступают в ближний бой,
покидая колесницы. Возничие выводят колесницы из гущи боя и останавливают
их на поле боя таким образом, чтобы воины могли снова оказаться в
них, если ситуация изменится и им придется отступать... Их каждодневные
тренировки позволяют им достигать небывалого мастерства - возничие
управляют лошадьми так, что могут момментально развернуть колесницу,
даже если лошади скачут галопом. Возничий может на ходу пробежать
по упряжи колесницы вперед, удерживаться впереди какое-то время и
быстро вернуться назад - это они делают с легкостью канатоходца и
в считанные мгновения".
Многочисленные археологические
находки, изображения на старинных монетах служат источником дополнительных
сведений об истории существования боевых колесниц. Изображения на
монетах и скульптурах позволяют судить о несохранившихся деревянных
деталях конструкции колесниц. Очень часто колесницы украшались бронзовыми
украшениями, иногда - с использованием драгоценных камней и кораллов.
Больше всего узнать о конструкции боевых колесниц британцев позволили
находки в месте Lyn Cerrig Bach (в настоящее время находятся в Национальном
Музее Уэльса), а так же результаты археологических раскопок в Северном
Йоркшире и Сомерсете (находки экспонируются в Британском Музее).
ДЕКАПИТАЦИЯ
В трудах Полибиуса встречается
также упоминание о том, что кельты практиковали декапитацию поверженных
врагов. "Консул Гаиус пал в битве и его голова была позже доставлена
королю кельтов" После оокнчания битвы между сенонцами и римлянами,
консул не ожидал никаких неприятностей до тех пор, пока "кельтские
всадники не появились на горизонте - на упряжи их лошадей и на их
копьях были головы. Они распевали триумфальные песни". Другим
примером может служить случай, когда Бои (Boii) убил лидера римлян,
отрезал голову и принес её в один из храмов кельтов. Позже череп использовался
как священный кубок в различных ритуалах. Во время Пунических Войн,
кельты, входившие в состав римской армии, уверовали в силу Ганнибала.
Они перебили некоторое количество римлян, отрезали их головы и перешли
на сторону карфагенцев со своими страшными трофеями.
"Когда их враг повержен" - писал Диодорус Сикулус - "они
(галлы) отрезали головы и привязывали их к упряжи лошадей. Они прибивали
головы на своих домах как это делают охотники с головами убитых животных.
Они вываривали в масле головы своих врагов и бережно сохраняли их
в сундуках". Страбо (Strabo) очень часто в своих трудах упоминает
об этих ритуалах.
Декапитация и мумифицирование голов уничтоженных врагов - обычная
практика для галлов и составляет часть их религии. Для римлян, однако,
эти обряды служили лишь знаком нечеловеческой жестокости и Страбо
говорил, что римляне положат этому конец.
"ОБНАЖЕННЫЕ"
Полибиус (Polybius) описывал
сонтингент Гесатаэ (Gaesatae; их часто использовали как наемников,
как правило - в роли копейщиков), который принял участие в битве при
Теламоне. Они прибыли из-за Альп на помощь галлам в северной Италии.
В описании битвы при Каннах (216 год до рождества Христова) Полибиус
указывает, что кельты и иберианцы сражались практически незащищенными
броней - на них были лишь короткие кожаные туники, окрашенные в пурпурный
цвет. Ливий так же описывал галлов и иберианцев, шедших в бой под
защитой только белых туник. Кельты очень часто перед битвой покрывали
кожу белой краской - это должно было напугать противника.
Камилус (Camillus), пытаясь успокоить своих воинов, говорил такие
слова, указывая на ряды кельтов: "Эти люди будут сражаться с
вами, они скрестят с вами свои мечи. Смотрите на их тела, незащищенные
броней - сломите их!".
ШУМ
И ТРУБНЫЕ ЗВУКИ
Чтобы деморализовать своих
врагов, кельты часто устраивали сильный шум перед начаом битвы - громкие
боевые крики, стучание оружием о щиты. Об этом встречаются упоминания
в трудах Ливия.
В битве при Теламоне кельты широко использовали горны и трубы.
ОДИНОЧНЫЕ
СРАЖЕНИЯ
Часто бывало так, что
армии противников сходили на достаточно близкое расстояние перед тем,
как начать сражение. Иногда воины кельтов громкими криками вызывали
на поединок храбрейших воинов противника, чтобы те могли доказать
свой статус. Кельтские воины выходили вперед, насмехаясь над противником
и превознося свою воинскую доблесть.
Типичным примером этого может служить история о том, как Марк Кладиус
Марцелус (Marcus Cladius Marcellus) убил предводителя кельтов в битве
при Кластидиуме (Clastidium, 222 г.д.р.х.). Командуя небольшой армией,
Марцелус столкнулся с обьединенными силами галлов. Кельты наступали
в своей обычной манере, возгллавляемые своим королем, Бритомартусом
(Britomartus). Бритомартус опознал Марцелуса по штандартам как командующего
армией, направил свой отряд в его сторону и вызвал его на поединок.
Следует отметить, что Бритомартус был значительной фигурой в военном
обществе кельтов. Внешними признаками этого служила броня, богато
отделанная золотом и серебром. "Эта броня будет хорошим подарком
богам" - так думал Марцелус, сходясь в поединке с галлом. Одним
сильным ударом римлянин пробил панцирь галла и поверг его наземь бездыханным.
Позже он преподнес броню как дар Юпитеру.
ЖЕНЩИНЫ-ВОИНЫ
Про все племена кельтов,
которые обитали на островах и на материке, можно сказать одно - женщины
сражались вместе с мужчинами. Племена кельтов связывало то, что часто
семьи посылали своих детей в услужение знатному правителю из другого
племени. Ребенок рос в приютившем его племени, сближался со сверстниками
- это укрепляло связь племен, сближало семейные кланы кельтов. Такие
связи позволяли избегать многих неприятных вещей, наподобие кровной
мести...
Очень часто обучением молодых людей воинскому ремеслу занимались не
ветераны племени (которым, как правило, хватало своих забот), а женщины-воины.
Пожалуй одной из главных ролей женщины-воина в общественномм устройстве
кельтов была как раз роль учителя, наставника. В легендах существует
упоминание о том, как ирландский герой Качалэйн (Cuchulainn) совершил
поход в Альбу (древнее название Шотландии) чтобы научиться мудрости
и воинским навыкам у Скэтэч (Scathach). Скэтэч - "богиня",
как её иногда называли, - была одной из самых известных женщин-воинов
своего времени.
Другой знаменитой женщиной-воином была королева Будикка из племени
Айсини (Iceni). Именно она наиболее яростно сопротивлялась вторжению
римлян в Британию. В память её подвигов в северной части Вестминстерского
Моста в Лондоне установлена скульптурная композиция, изображающая
королеву с дочерьми. Как раз недалеко от Лондона археологические раскпоки
позволили найти место, кто королева Будикка вместе с воинами своего
племени сожгла дотла форпост римлян. Позже королеве пришлось отступить
с занимаемых ею позиций под натиском превосходящих сил римлян. Королева
закончила свой жизненный путь самоубийством - она попала в окружение
римлян вместе со своими дочерьми и они предпочли убить себя, нежели
попасть в руки римлян. Вот как описал королеву римский летописец Дио
Кассиус (Dio Cassius) "... она была женщиной крупного и крепкого
сложения с громким и жестким голосом. Масса длинных рыжих волос спадала
с её плеч до колен".
Пожалуй,
можно сказать, что если бы кельтам удалось выстоять в борьбе с римлянами,
сейчас мир выглядел бы по иному. Кельты чтили своих предков и равенство
между мужчиной и женщиной входило в устои их общества. Можно предположить,
что если бы кельты сохранили свою нацию, то сегодняшний мир был бы
в какой-то степени избавлен от проблемы равенства полов и был бы в
чем-то более сбалансирован...
(перевод
Asmodai)
CELTIC-TATOO
(кельтские татуировки)